Арена в кредит, кафе для приманки. Как в Москве появился первый цирк

АиФ.ru рассказывает историю первого московского цирка, создатель которого лично гарцевал на лошади, идущей по бревнам, а также открыл это искусство не только для богатых людей.

Московский цирк на Цветном бульваре — одно из самых весёлых мест в городе. По крайней мере, именно таким задумывал его основатель Альберт Саламонский, который говорил: «Что это за цирк, если публика в нём мало смеётся?». Альберт был потомственным цирковым артистом, наездником и дрессировщиком лошадей, а кроме того — талантливым предпринимателем. За свою жизнь он создал и открыл несколько цирков — в Берлине, Риге, Одессе, Дубулты (Латвия) и Москве. Правда, сегодня мало кто помнит о Саламонском, потому что в 1996 году цирк был официально назван именем его гениального артиста и впоследствии директора, с тех пор он так и называется: «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». 

«Старый», как иногда называют его в Москве, цирк (в отличие от нового на проспекте Вернадского) открылся 20 октября 1880 года. Альберту Саламонскому хотелось, чтобы цирк стал развлечением не только для богатой публики, как это было в те времена, но и для людей попроще. Поэтому в зале были как ложи с креслами, так и дешёвая галёрка, где народ воспринимал высокое цирковое искусство исключительно стоя. 

Саламонский и его лошади тоже, разумеется, принимали участие в представлениях. О его номерах с животными зрители вспоминали с восторгом: как всадник гарцует на коне, идущем по двум брёвнам на высоте пяти метров; как делает сальто-мортале на неосёдланной лошади; как его кони танцуют польку и вальс, как перепрыгивают друг через друга без разбега. 

Цирк в Москве Саламонский построил в кредит, так как денег катастрофически не хватало. Несколько лет после окончания стройки, когда цирк уже начал работать, артист отдавал долги. А когда заведение начало приносить чистую прибыль, первый же рубль из этих денег он вставил в рамку и повесил в цирке — специально, чтобы «приманивал» доходы.

Цирк на Цветном бульваре. Место, в которое невозможно не влюбиться

Ну, доходы и правда пошли, но это, разумеется, заслуга не талисмана, а циркового и предпринимательского таланта самого Саламонского. Например, именно при нём впервые на представления стали приходить дети, ведь до этого считалось, что цирк — развлечение исключительно для взрослых. Саламонский сообразил, что дети — самые благодарные цирковые зрители, поэтому по воскресеньям по утрам устраивались специальные представления для детей (утренники), а на Рождество организовывали праздничные ёлки с хороводами и играми, а в конце дети получали подарки. Для юных зрителей даже ставили особые балеты и пантомимы. 

Ещё одним отличным маркетинговым ходом Саламонского стал… буфет, который работал в здании цирка с утра до ночи. Войти туда можно было, не покупая билет на представление, поэтому публика приходила перекусить просто так. Зато какие чувства испытывали посетители кафе, глядя на выходящих с представления взволнованных и восхищённых зрителей! Как тут не купить билет — хотя бы просто от зависти! Кроме того, сами артисты часто заходили в буфет после представления — поиграть в карты, выпить-закусить, поболтать и отдохнуть. Говорят, что с артистами здесь любили посидеть богатые зрители — такие, как водочный магнат Смирнов, кондитер Филиппов, нефтепромышленник Красильников

«Оригинальный артист». Как клоун Дуров сделал «неуважаемый» жанр искусством

Директору хотелось, чтобы цирк приносил радость, чтобы зрителю было весело, поэтому клоунаде отводилось особая роль. «Ковёрные», как в старину называли клоунов, смешили публику между номерами, стараясь изо всех сил. Возможно, сегодня нам их шутки кажутся вовсе не смешными, но в те годы они неизменно вызывали восторг публики. В московском цирке выступали знаменитые российские и зарубежные клоуны Анатолий и Владимир Дуровы, дуэт Бим-Бом, Макс Высокинский, Сергей Кристов и другие. 

После революции 1917 года частная собственность была отменена, цирк национализирован, но не превратился в склад или клуб, как тогда нередко случалось. В 1919 году он получил статус первого государственного цирка, в котором продолжались представления. Они шли даже во время Великой Отечественной войны и носили ярко выраженный антифашистский характер — особенно преуспевали в этом «жанре» клоуны.

А он был просто Юрик. Смешная и трагическая жизнь артиста Никулина

Московский цирк на Цветном бульваре воспитал огромное количество знаменитых на весь мир артистов. Здесь выступали дрессировщик лошадей Сарват Бегбуди и укротительница львов Ирина Бугримова, Валентин Филатов со своими медведями и Борис Шахет с блестящим шоу «Слоны и танцовщицы», гимнаст-эквилибрист Леонид Костюк и гимнасты Валерий и Юрий Пантелеенко, клоуны Карандаш (Михаил Румянцев), Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин.

В 1985 году старое здание цирка было сломано, на его месте построено новое, и цирк снова зажёг свои огни в 1989 году. 

А перед новым зданием старого цирка навсегда поселился бронзовый Юрий Никулин, выходящий из своего автомобиля Adler Trumpf, известного по фильму «Кавказская пленница». Зрители и прохожие считают, что надо непременно потереть памятнику нос — это якобы приносит удачу.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*